(Шаховской Дмитрий Алексеевич; 23.08.1902, Москва - 30.05.1989, Санта-Барбара, шт. Калифорния, США), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель. Происходил из древнего княжеского рода, отец был действительным статским советником. В 1912 г. поступил в Царскосельскую школу Левицкой. В 1915 г. принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 г. С лета 1918 г. находился в белых добровольческих частях, был контужен в боях под Царицыном. В 1919 г. назначен радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 г., как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское об-во пароходства и торговли. В том же году эвакуирован в К-поль, затем выехал в Париж. Жил у родственницы, кнг. М. А. Шаховской. В 1921 г. И. поступил в парижскую Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques). В том же году познакомился с И. А. Буниным, Б. К. Зайцевым и М. А. Алдановым. В 1922 г. стал студентом экономического фак-та Лёвенского (Лувенского) ун-та в Бельгии, но вскоре перевелся на историческое отд-ние философско-словесного фак-та. Прихожанин ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, настоятелем к-рой был прот. Петр Извольский.
В мае 1922 г. опубликовал первые стихи в ж. «Русская мысль», редактируемом П. Б. Струве. В следующем году выпустил в Париже первый поэтический сб. «Стихи», за которым последовали «Песни без слов» (Брюссель, 1924) и «Предметы» (Брюссель, 1926). Начал интересоваться рус. религ. философией, выступал со статьями в журнале Н. А. Бердяева «Путь». В 1924 г. в Брюсселе стал членом бельгийского Пен-клуба, где общался с известными поэтами и писателями Г. К. Честертоном, П. Клоделем, П. Валери, братьями Торо, В. Бласко Ибаньесом. В том же году решил издавать религиозно-философский сборник, а затем журнал. Вел по этому вопросу переписку с братьями П. Е. и Е. Е. Ковалевскими, К. Э. Керном (впосл. архим. Киприан) и Н. М. Зёрновым. В 1926 г. стал редактором вышедших в Брюсселе 2 выпусков лит. ж. «Благонамеренный», в к-ром сотрудничали А. М. Ремизов, Ф. А. Степун, М. И. Цветаева, С. Я. Эфрон, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Гофман, Алданов, критики Д. И. Святополк-Мирский и К. В. Мочульский.
По словам Д. Шаховского, «в этот последний период моей светской жизни со мной стали происходить не бывшие ранее значительные явления и пневматологические феномены, смысл и религиозную важность которых я понял только позже. Эти мистические реальные феномены были внутренним отделением меня от моего всецело отданного литературе пути». Он стал духовным сыном еп. Вениамина (Федченкова; впосл. митрополит), исполнявшего в 1925 г. обязаности преподавателя и инструктора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже. 5 сент. 1926 г., в день своего 24-летия, по благословению еп. Вениамина Д. Шаховской принял монашеский постриг в Русском великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне с именем Иоанн в честь св. ап. Иоанна Богослова. В том же году, по возвращении с Афона, И. поступил в парижский Сергиевский ин-т. Здесь он познакомился с прот. Сергием Булгаковым, под руководством к-рого написал работу «Об Именах Божьих», посвященную имяславию. 2 дек. 1926 г. митр. Евлогием (Георгиевским) в парижском соборе св. блгв. Александра Невского И. был рукоположен во диакона.
В нач. 1927 г. он выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) к еп. Вениамину, назначенному Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митр. Антонием (Храповицким) на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля рус. прихода в г. Бела-Црква. Некоторое время И. жил в серб. мон-ре Петковица близ г. Шабац. 6 марта рукоположен еп. Вениамином во иерея. Состоял 2-м священником храма во имя вмч. Георгия при Крымском кадетском корпусе в г. Бела-Црква. После ухода еп. Вениамина на покой в Петковицкий мон-рь И. стал с сент. 1927 г. настоятелем Георгиевского храма и законоучителем кадетского корпуса. Не одобрил решение еп. Вениамина о переходе в каноническое подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. Патриарх Московский и всея Руси); написал письмо митр. Сергию, в к-ром защищал отмежевание от него зарубежного духовенства.
С 1928 г. И. одновременно являлся директором Православно-миссионерского изд-ва в Бела-Цркве. По воспоминаниям современников, ежедневно совершал богослужения, навещал больных и нуждающихся, которым оказывал посильную помощь. На Пасху, Рождество и Крещение беседовал с прихожанами о вере, проповедовал. Был организатором строительства и первым настоятелем рус. храма во имя св. ап. Иоанна Богослова в Бела-Цркве, преподавателем в Пастырской школе и детском приюте. В 1928 г. И. посетил Охридского еп. св. Николая (Велимировича), который стал для И. образцом «служения апостольства наших дней, пастырем, чуждым условностей, стремящимся к непосредственности веры». Дружба И. с еп. Николаем продолжалась до конца его дней.
И. пропагандировал идею «белого иночества» - тайные пострижения в монашество женщин, к-рые оставались жить в миру. Для расширения миссионерской деятельности он организовал книгоиздательство «За Церковь!», к-рое называл православно-миссионерским. В изд-ве были опубликованы избранные тексты творений св. отцов, отрывки из дневника св. прав. Иоанна Кронштадтского, детская церковная лит-ра, богослужебные книги и др. На ротаторе (механическом копировальном аппарате) И. печатал для паствы миссионерские «Белоцерковские листки». Вскоре вышел 1-й сборник его статей «Церковь и мир» (Белая Церковь, 1929), публиковавшихся ранее в выпусках одноименной рус. газеты в Белграде. И. также издал 2 выпуска газ. «Борьба за Церковь» (подзаголовок «Однодневная газета борьбы за Русское Духовное Восстановление»).
Проводившиеся И. тайные пострижения не были одобрены Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1931 г. митр. Антоний (Храповицкий) запретил И. печататься в парижских журналах «Путь», «Вестник Русского студенческого христианского движения», «Сергиевские листки», а также писать рецензии на книги, издававшиеся YMKA-Press. В июне 1931 г. И. перешел в юрисдикцию главы Западноевропейского Экзархата рус. приходов К-польского Патриархата митр. Евлогия (Георгиевского). Причины перехода И. изложил в брошюре «Почему я ушел из юрисдикции митр. Антония» (П., 1931). Митр. Евлогий благословил И. заниматься миссионерством на Сергиевом подворье в Париже. В кон. июля 1931 г. И. по поручению митр. Евлогия служил разъездным священником походной церкви: он ездил на автомобиле окормлять рус. общины, удаленные от храмов; стал одним из организаторов правосл. прихода в пригороде Парижа Аньере, первым настоятелем аньерской ц. во имя Всемилостивого Спаса. Первые богослужения совершались в зале музея лейб-гвардии Казачьего полка в Аньере.
В февр. 1932 г. И. был назначен благочинным рус. приходов в Германии, находившихся в юрисдикции Западноевропейского Экзархата. С 1 апр. того же года он стал настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине. В это время русская диаспора увлекалась оккультными науками, И. объяснял прихожанам несовместимость Православия с ложными учениями, прочитал цикл лекций с критикой эзотерических взглядов, веры в переселение душ, перевоплощение и др. Активно вел миссионерскую деятельность, издавал миссионерский бюллетень «За Церковь: Борьба (затем «Бюллетень борьбы») за православное духовное восстановление» (Берлин, 1932-1936), печатал проповеди, беседы, избранные тексты из творений св. отцов. и др. правосл. лит-ру. И. часто ездил с проповедями по Европе, совершал поездки с лекциями в Латвию и Эстонию. В 1935 г. возведен в сан игумена, в 1937 г.- в сан архимандрита. В 1937 г., во время гражданской войны в Испании, И. посещал с целью пастырского окормления рус. добровольцев, служивших в армии ген. Франко. С кон. 30-х гг. нем. власти негативно относились к деятельности правосл. приходов Западноевропейского Экзархата в Германии, считали их недостаточно лояльными к нацизму. И. неоднократно вызывали на допросы в гестапо. Под давлением нем. властей он был вынужден перейти в юрисдикцию Берлинского еп. Серафима (Ляде), с 1942 г. входил в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ. В нач. 1941 г. И., несмотря на запрещение властей, издал в Лейпциге полный текст Библии, а также Нового Завета и Евангелия от Марка, сославшись на то, что это необходимо для богослужений.
С началом Великой Отечественной войны И. решил, что нем. оккупация СССР положит конец коммунистическому режиму, и выступил с соответствующими заявлениями, но позже он изменил т. зр. В своем приходе И. организовал общину сестер милосердия, детский приют, амбулаторию, сбор и отправку теплых вещей на оккупированные территории. Тайно от нацистских властей в Россию пересылались свечи, иконы, крестики, вино для причастия, правосл. лит-ра. По воскресеньям в Свято-Владимирском храме совершались венчания - до 25 пар и крещения - до 80 чел. за день. Также И. часто проводил отпевания умерших советских военнопленных и депортированных на работы в Германию, к-рых, как правило, хоронили в общих могилах. В 1942 г. И. посещал лагерь для военнопленных близ г. Бад-Киссингена. Вместе со свящ. Александром Киселёвым, служившим с 1941 г. с И. в Свято-Владимирской ц., он исповедовал и причащал советских военнопленных. В годы войны И. обращался к нем. лютеран. и католич. епископам с просьбой помочь в прекращении уничтожения советских военнопленных и истребления правосл. сербов в Хорватии. Был связан с герм. церковным сопротивлением, участвовал в проведении тайных христ. собраний на квартире берлинского пастора Унгнада. В нач. 1943 г. гестапо произвело обыск на квартире И., а также на книжном складе миссионерского изд-ва «За Церковь!». Вещи, книги, бумаги и письма И. были опечатаны или конфискованы. С И. взяли подписку о невыезде из Берлина, запретили посылать религ. лит-ру и вести издательскую деятельность.
В 1945 г. нек-рое время И. жил в имении герцогов Лейхтенбергских в Баварии, позже переехал во Францию. В янв. 1946 г., получив приглашение от авиаконструктора И. И. Сикорского, прибыл в США, присоединился к неканонически объявленной самоуправляющейся Православной Американской митрополии (с 1970, после дарования РПЦ автокефалии, Православная Церковь в Америке). В том же году митр. Сан-Францисским и всея Америки и Канады Феофилом (Пашковским) назначен настоятелем Свято-Богородицкого храма в Лос-Анджелесе. 11 мая 1947 г. в Нью-Йорке Архиерейским Собором Американской митрополии хиротонисан во епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской правосл. богословской академии в Нью-Йорке. Активно выступал за автокефальность Американской митрополии. Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. вместе с митр. Феофилом и др. епископами неканонической митрополии запрещен в священнослужении и определен быть преданным архиерейскому суду «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению: за вовлечение своей паствы в раскол» (ЖМП. 1948. № 1. С. 11). С 1948 г. (с 1953 еженедельно) в течение 40 лет вел пастырскую радиопередачу «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки».
С 1950 г. епископ Сан-Францисский и Западноамериканский. Посещал русские приходы в странах Юж. Америки, заведовал заграничными делами Американской митрополии. Во время войны в Корее в июле 1953 г. совершил визит в Сеул с целью передать благословение правосл. воинам, находившимся в амер. частях в составе войск ООН, а также посетить разрушенную в ходе боев Корейскую духовную миссию. В 1961 г. И. возведен в сан архиепископа. В 1954-1968 гг. представлял Православную Американскую митрополию в Центральном комитете Всемирного Совета Церквей.
И. интересовался событиями в России, встречался с бывавшими в США соотечественниками. В 1967 г. написал предисловие к книге М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (П., 1967), в 1971 г.- к сборнику стихов А. А. Галича «Поэма России: Стихи и песни советского подполья» (П., 1971), а в 1980 г.- к труду прот. А. Меня «Таинство, Слово и образ: Богослужение Восточной Церкви» (Брюссель, 1980). В мае 1975 г. ушел на покой, жил в Санта-Барбаре. По-прежнему выступал на радио, вел переписку, в т. ч. с прот. Александром Менем. Продолжал лит. творчество под псевдонимом Странник.
И.- автор многочисленных трудов, в к-рых тесно переплетались вопросы христ. веры, всемирной и рус. культуры, судьбы России и ее народа в ХХ в. Как духовный писатель обращался гл. обр. к жанрам апологетических бесед, адресованных широкому кругу читателей, и лит. портрету; размышлениям о выдающихся рус. писателях, о влиянии их творчества на духовную жизнь страны. Эссе, написанные И., опираются на традиции агиографии и пастырских поучений, обращенных к верующим, на авторитет Свящ. Писания, они кратки и имеют нравственно-проповедническую направленность. Цель автора - показать в действии силу заповеди: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33). Работы И. издавались на рус., англ., нем., серб., итал. и япон. языках.
Похоронен на серб. правосл. кладбище Санта-Барбары.